PostHeaderIcon Сказ про Емелю и Щуку

 

Тут один высокий чиновник высказал мысль, что наши русские сказки воспитывают в наших детях тягу к халяве (это он о сказке «По щучьему велению»). И так мне почему-то захотелось «покопаться» в этой сказке и понять, что же всё-таки имел в виду народ русский, когда рассказывал эту сказку своему молодому поколению.

Теперь вот уже и сама сказка.

Почему это Емеля дурачок? Да и вообще, почему в наших сказках так часто фигурирует этот самый «дурачок»? А, может быть, потому, что так его видят окружающие? Они работают, стремятся к материальному благополучию, а наш «дурачок» созерцает мир, размышляет о смысле бытия и ему совершенно безразлична суета и погоня за благополучием.

События в сказке когда начинаются? Зимой. То есть, больших работ в это время в деревенской жизни нет, можно и помечтать. Хоть и нехотя, но Емеля к речке идёт. Река всегда олицетворяла жизнь, жизненный путь. А здесь она подо льдом, т.е. застывшая. Вот вам один образ.

Прорубь. Уже движение, уже нарушение привычного образа жизни. И вдруг щука! Почему Емеля не удивляется, что щука заговорила с ним человечьим языком? Да потому, что он знает, что всё вокруг живое, он видит мир совершенно по-иному, чем обычный, «умный» человек. Ему доступно знание мира, как целого, многоуровневого Пространства, в котором всё переплетено между собой. Здесь Щука – это силы Природы, на которые всегда можно положиться, если найти с ними общий язык. Это тот Тонкий мир желаний, которые всегда исполнятся, если человек силён Духом и живёт по законам Мироздания. Емеля чист Душой и помыслами своими, поэтому и исполняются его желания – простые и неприхотливые.

Вот как объясняет смысл этой сказки исследования с помощью Магического Театра:

««По щучьему велению, по моему хотению» означает единство Души и Духа, то есть Душа велит хотеть, а Дух проводит эту волю. Не хотеть совсем нельзя и лучше уж тогда хотеть правильно, в согласии со щучьим – душевным велением, которое отображает ещё и мировую душу, её суть, желания и устройство. А осознание Емелей своей души было ещё и осознанием одушевлённости мира.»

Емеля и живет-то на печи потому, что там он имеет возможность оторваться от суеты современного ему мира и заняться самопознанием себя самого, своей Души и своего внутреннего «Я». И поэтому он с такой неохотой отрывается от этой работы самосовершенствования. Но отрываться совершенно от окружающего мира нельзя, поэтому Емеля и идёт за водой, едет в лес за дровами, которые символизируют интерес к окружающему миру и его познание тоже. Только теперь, с «по щучьему велению», т.е. с приобретением возможности новых навыков Творения Пространства, всё становится легко и просто.

Царь и вельможи в сказке – это искусители силы Духа, Воли и Веры. Они сулят ему удовольствия и всевозможные блага. Емеля соглашается, чтобы испытать себя и познать глубину своего Духа, умения управлять своей внутренней силой.

«Пусть меня полюбит царская дочь». Вот тут скрыто понимание ЛЮБВИ. Заставить другого человека тебя полюбить невозможно, если ты сам не обладаешь силой и притягательностью ЛЮБВИ. Поэтому Емеля и возвращается домой. Он должен ещё осознать, что для ЛЮБВИ нужно желание двоих, когда они соединяются в одно целое. Тогда и рождается совершенно Новый Мир – Мир Добра и Света. Здесь Емеля и Марья-царевна создают единый образ возрождающейся после всех испытаний и соблазнов общей Души, впитавшей в себя опыт уроков и ошибок.

И столько в этой Душе Силы Духа, Веры в свои Творческие силы и Воли, что строит Емеля Дворец силой своей мысли («по щучьему велению»). А в таком Дворце (в Новом Мире) может жить только Прекрасное, Высокодуховное и, осознавшее себя равным Богу, Существо. И преображается Емеля – и внутренне, и внешне. Так как внутренняя красота человека обязательно отражается и на внешности.

Царь в сказке выступает как Учитель, который даёт возможность ученику (Емеле) пройти все стадии взросления и преображения Души, пройти соблазны и страхи. Поэтому царь и отдаёт Емеле и царство, и дочь в жёны, потому что готов Емеля «властвовать» и над собой, и над силами Природы, и над Миром с осознанием своей силы и Великой ответственности.
Вот и сказке конец.

Поэтому считаю, что народные сказки, особенно наши: русские, белорусские и украинские – кладезь мудрости. Они учат добру, терпению, доброму отношению к Природе, развитию способностей достигать своей цели путём взаимодействия с различными людьми, явлениями природы и сказочными персонажами (которые всегда символизируют ступени роста самосознания героя сказки).

12 комментариев на “Сказ про Емелю и Щуку”

  • Татьяна says:

    Да, наши чиновники готовы запретить всё русское-народное, лишь бы дети не постигали, «что такое хорошо, а что такое плохо» самостоятельно, развиваясь духовно. Для чиновников — это смерть. Благодарю, Танюша!!!!!!!!!!!!!!

    • Сказки — это сконцентрированная народная мудрость и очень важно, читая сказки деткам, побуждать их задавать вопросы и отвечать на них, чтобы дети наши постигали народную мудрость и росли на этих «дрожжах», впитывали в себя основы народной мудрости: совесть, честь, благородство, сострадание...

  • Екатерина says:

    Сказка-ложь...ан нет-жаль ,что эту СУТЬ ни нам ни нашим детям и внукам никто не раскрыл вовремя.Всё ещё будет? Благодарю тебя, Татьяна,за твой подвижнический труд.

    • Благодарю, Катюша. Я стараюсь такими мыслями пробудить в человеке желание не просто читать тексты русских сказок, а вдумываться в них, понимать скрытый смысл и символы, которые есть в каждой нашей славянской сказке.

  • Larisa says:

    Я абсолютно с вами согласна, что сказки, хранят в себе мудрость и глубокий смысл, а чиновник, который высказался по поводу сказки, просто глупый недотепа.

    • Иногда слушаешь наших «элитных» граждан и диву даёшься, как поверхностно и наивно они судят о каких-то ситуациях и событиях. Неужели в ВУЗах не учат логике и глубокому анализу? Как-то у них этого не наблюдается.

  • Елизавета says:

    Дорогая, ну замечательная расшифровка сказки.Ты точно знакома со «Щукой», которая наградила тебя не только поэтическим даром, но и пониманием сакрального смысла народного творчества! Когда у меня будут правнуки, я им буду объяснять сказки по твоим толкованиям!Благодарю, Танечка!

  • Отнюдь не считаю Емелю дурачком, ведь, как известно, лень — двигатель прогресса, а именно его мы и наблюдаем в действиях Емели. Спасибо,Татьяна, за такой глубокий анализ старой прусской сказки в необычном ракурсе.

    • Благодарю, Елена. Действительно, в наших сказках именно «дурачок» получает всё — и царство, и царевну, и благодарность народа. Потому что он искренен в своих чувствах и поступках, мужественно преодолевает все препятствия, с почтением относится не только к людям, но и к Природе. Т.е., получается, что наш «дурачок» — это высоко высоконравственное, высокодуховное Существо.

  • Ольга says:

    Татьяна. БлагоДарю за рассмотрение тонкого плана «По щучьему велению». Недавно перечитывала внучкам русские сказки и вдруг по новому открылось их содержание: это послание нам, потомкам,о взаимодействии с Миром Яви. Чтобы не забывали.

    Думается, и таких пластов много. И это тема будущих исследований. КАК ЖЕ ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ!

    • Да, Ольга, вы правы. В наших народных сказках: русских, белорусских, украинских действительно много «пластов». Они, эти сказки, многомерные и многоплановые. В них не просто народная МУДРОСТЬ, в них великие смыслы жизни, великие нравственные истины, великая ЛЮБОВЬ. Та ЛЮБОВЬ, которая безусловная (вспомните царевну-лягушку), всепрощающая, всепонимающая, в общем Высокая Божественная ЛЮБОВЬ.

Оставить комментарий

Новости
Архивы