PostHeaderIcon Философия Русского Космизма

Русский космизм — особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ — начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).

Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).

Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов и др.).

Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).

Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).

Федоров Николай Федорович (1829—1903) был особым, удивительным, уникальным человеком и мыслителем. С.Г. Семенова считает его основателем активно-эволюционного космизма.

Влияние идей Н.Ф. Федорова на современников было огромно. Владимир Ильин утверждает, что в лице Федорова «во второй раз человечество увидело Сократа, т.е. человека, за которым уже кончаются возможности тварные и начинается боготварность». «Изумительным философом» назвал Федорова К.Э. Циолковский в своих воспоминаниях. Он характеризовал его как своего первого учителя по московским «университетам самообразования», заронившего в него космические мечты. Известную связь с идеями Федорова можно обнаружить у А.Н. Белого, В.Я. Брюсова, Н.А. Заболоцкого, В.В. Маяковского, А.П. Платонова, М.М. Пришвина, И.Л. Сельвинского, О.Д. Форш, В.Н. Хлебникова, художника Б.Н. Чекрыгина. А.М. Горькому особенно импонировал активизм в воззрениях Федорова. Интерес к учению Федорова проявляется и за пределами России — в Англии, Франции, Польше, США, Японии и т.д.

Главным трудом Н.Ф. Федорова была «Философия общего дела». В этой работе прослеживаются три идеи: 1) учение о Троице как нравственном объединении человечества; 2) учение о всеобщем воскрешении; 3) идея активной эволюции человечества.

«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническому преобразовательному дерзанию. «Все должны быть познающими и все — предметом знания», — считал Федоров. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами в природе и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение»). Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушитель-ного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества — «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей, причем эти пределы будут бесконечно расширяться.

Разработка идеи «активной эволюции» стала наиболее философски глубокой и оригинальной стороной в учении Федорова. Здесь и представления о новом типе органического прогресса: осуществляется он — в противовес прогрессу чисто техническому, орудийному, «протезному» — в самой природе человека (психофизиологическая регуляция). Это и обретение способа питания по типу растений, умеющих синтезировать необходимые органические соединения и строить свои ткани из элементарных веществ среды и солнечного света (автотрофность человечества, по В.И. Вернадскому); это и идея «самосозидания», «естественного тканетворения», будущей «полноорганности» человека, дающей ему возможность бесконечного перемещения, «последовательного вездесущия»; это и метеорическая, космическая регуляция.

Всеобщая регуляция, считал Федоров, — это процесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Внутренняя, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности:

Метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое.

Планетарную астрорегуляцию, объектом которой является Солнечная система.

Всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Метеорическая регуляция включает:

а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических «погромов» — засух, наводнений, градобития и т.д.); овладение климатом, выявление оптимального соотношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности;

б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений;

в) теллурическую регуляцию (рациональное использование земных недр, замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения);

г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ею трудоемкой добычи каменного угля и т.д.).

Следующая ступень регуляции природы предусматривает превращение Земли в космический корабль («земноход» — по терминологии Федорова). Земля сходит со своей земной орбиты и уходит в космические просторы по самостоятельно прокладываемому курсу. Но к этому времени все народы планеты являются единым человечеством, братством и несут за нее всю меру ответственности. Вся Вселенная превратится в Храм, «самым священным местом Храма будет земля <...> иконописью небесною этого небесного Храма будут лучевые образы отцов, изображение наружного и внутреннего строения их тел»52. Далее человечество, вместе с воскрешенными отцами, заселяет всю Вселенную.

И еще один важный момент в учении Федорова. Он понимал библейское предсказание апокалипсиса как условную воспитательную задачу. Ведь создатель не может быть губителем, «он не желает гибели ни единого, а хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли». Мыслитель подчеркивает: «Будет ли кончина мира катастрофой или же мирным переходом без войн, без естественных бедствий — это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией, останутся ли они в состоянии вечной вражды или же, объединясь, станут орудиями воли Божией в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную»53.

Прошло почти сто лет со дня смерти Н.Ф. Федорова. По-разному можно оценивать его философское наследие. Можно сказать словами С.Н. Булгакова: «самый «проект» должен быть понят не по букве, а по духу, не натуралистически, а религиозно-символически».54 Но с позиций сегодняшнего дня видно, что в «Философии общего дела» провозглашаются общечеловеческие, общепланетарные задачи как раз эпохи ноосферного выбора. Федоров трезво осознавал то катастрофическое направление, которое приняло развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации.

Первостепенное значение для современного человечества имеет постановка Федоровым вопроса о нравственном преображении человечества («внутренняя регуляция»). Без этой работы над собой, внутреннего самосовершенствования невозможно достичь ступени Богочеловечества, невозможно управлять даже Землей, а не то что всей Вселенной. Первостепенность нравственно-этических вопросов характерна для всей русской философии, и философы-космисты доносили значимость этих вопросов через свои проекты.

Продолжение следует

ИСТОЧНИК

Материалы по теме:

«МЫ» и «Я»
  В настоящее время много пишут и говорят о том, что наш народ ностальгирует о советском строе и даже о сталинских репрессиях. А, может быть, он, ...
Информация и здоровье
«... Я облёк людей в идеальную биологическую форму, способную не только обеспечить существование, но и самовосстановление...» Послание от 09.09.15, книга XII Одними из самых важных вопросов, которые волнуют, ...
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Сегодня один из главных праздников Православия - Рождество Христово. Миллионы Православных верующих сегодня Славят Рождение Христа-Спасителя. Праздник - это всегда хорошо. В эти дни ...
VI Всероссийский научный форум «Материя. Энергия. Информация»
Я лично присутствовала на этом Форуме и была участницей этих событий. Приходит время, когда пора открыть новые пути Познания Мироздания, себя и своего места ...
Больная Душа
Мы всё время задаём один-единственный вопрос: кто виноват во всех наших бедах? Почему у нас такое несправедливое общество? И виним во всём правительство, чиновников, ...

4 комментария на “Философия Русского Космизма”

  • Согласна с учением Федорова в плане того, что цивилизация тесно связана с природой. Причем тут важна не только окружающая природа как таковая, но и нравственное самосовершенствование каждого индивида.

    • Леночка, абсолютно солидарна с тобой, дорогая. Нравственное и духовное совершенствование человека — это залог того, что он будет чувствовать себя частицей всей окружающей среды, начиная от каждой травинки на Земле и до последнего атома в Мироздании.

  • Larisa says:

    Не помню уже кто сказал — отношение людей к окружающей природе свидетельствует об их культуре и воспитании. Думаю, что так и есть.

Оставить комментарий

Новости
Архивы